Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Основные положения ФЗ от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ

Версия для печатиВерсия для печати

ВНИМАНИЕ!
Руководителям предприятий потребительского рынка – о вступлении
с 1 января 2016 года положений Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ о создании доступной среды для инвалидов

С 1 января 2016 г. вступили в законную силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим Законом и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет, в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов.
Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.
Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства.
В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на ко-торых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относят-ся: полное и эффективное вовлечение и включение в общество; равенство возможностей; не дискриминация; доступность.
Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности. Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособ-ления. Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации при-спосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля и т.п. Во-вторых, обеспечивается дос-тупность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предостав-ления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении и т.п.
Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального об-служивания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 8 но-ября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46) и другие нормативные правовые акты.
Правовое регулирование обеспечения доступности для инвалидов объектов и ус-луг. Следует отметить, что предприятия сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Общие обязанности по адаптации для инвалидов доступной среды установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов в ст. 15 этого Закона внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2016 г. Обя-занности, которые согласно данным изменениям возлагаются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовой формы, можно разделить на три группы:
Первая группа – обязанности по обеспечению физической доступности объек-тов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляемых в них услуг. К таким обязанностям относятся:– создание условий для беспрепятственного доступа к таким объектам (жилым, общественным и производственным зданиям, строени-ям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные орга-низации, организации культуры, торговли, общественного питания, услуг бытового об-служивания и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
– создание условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении;
– обеспечение возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
– допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выда-ваемого по форме и в порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Вторая группа – обязанности, направленные на устранения факторов, препят-ствующих получению инвалидами необходимой информации на объектах социаль-ной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Такими обязанностями являются:
– надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
– создание условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
– дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчи-ка.
Третья группа – обязанности, возлагаемые на работников организаций, кон-тактирующих с населением (проводники поездов, продавцы, официанты и т.п.). К таким обязанностям относится:
– сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоя-тельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
– оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Перечисленные обязанности в части обеспечения доступности для инвалидов объ-ектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в экс-плуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Помимо указанных выше обязанностей Законом предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Обращаем внимание, за неисполнение законодательства об обеспечении дос-тупной среды для инвалидов установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
– уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур – от 2 до 3 тысяч рублей для должностных лиц; от 20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц;
– нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомо-бильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвали-дов – от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей на юридиче-ских лиц.
Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области рекомендует изу-чить положения действующего законодательства по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов торговли и услуг и принять меры по их исполнению.

 

Фотогалерея